Часто я встречаюсь с людьми, которые даже после долгого изучения английского языка все равно имеют проблемы с его применением на практике. Они проходят курсы английского языка, нередко бывают заграницей, и все равно он остается для них проблемным местом. По этой причине я решила написать статью не столько с точки зрения советов, сколько с точки зрения правильного восприятия самого процесса изучения в целом. Это поможет избежать банальных ошибок и сделать свой путь освоения английского короче.
Начнем, пожалуй, с одной истории. Когда-то профессиональные спортсмены узнали, что в Тибете монахи одного из монастырей во время особого религиозного праздника пробегают 80 километров. Это большая дистанция, потому спортсмены заинтересовались и решили узнать, как же монахам удается одолеть такое расстояние. По приезду они попросили монахов показать свое искусство, но в ответ получили полное непонимание. Тибетцам показалось, что это какое-то бессмысленное дело – бегать просто так. Ведь во время праздника они бегут не ради бега, а ради достижения цели, к месту проведения этого праздника. В результате, поддавшись уговорам несколько монахов рискнули. И вот забег начался. Но каково было удивление делегации спортсменов, когда едва пробежав пару километров первый монах присел отдохнуть. К нему тут же подбежали с расспросами: «Что случилось? Почему ты не бежишь?». Ответ монаха был прост: «Устал». Простой человек устал и решил отдохнуть. Не понимал он – как это так, когда бежишь без цели, а просто так. В итоге спортсмены поблагодарили тибетцев и уехали ни с чем. А дело было в другом. Монахи не засекали время, не считали километры. Они просто двигались к цели. Их мысли были не о беге, а о празднике, а забег был лишь частью обряда. Они бегут, читают молитвы и совершенно не думают о беге – бег для них лишь средство, а цель – праздник.
Можно спросить – ну и в чем смысл? А смысл прост. К примеру, если я вас попрошу на занятии встать со стула и пройти по комнате, то вы, конечно, это сделаете. Но вам будет неловко просто так идти без какой-либо цели. А если же я вас попрошу приоткрыть окно, то никакой неловкости у вас уже не будет, хотя вы точно так же пройдете по комнате. Все дело в том, что во втором случае у вас есть цель - открыть окно, средством достижения которой есть, скажем так, ходьба. А первый случай своей целью имеет саму ходьбу – ведь от вас требуется только пройти по комнате и ничего более. Это противоестественная для человека самоцель, которая должна быть лишь средством.
Ну а если ближе к изучению языков, то беда состоит в том, что современное обучение ставит язык самой целью, а не средством, как это должно быть. Ваша цель может быть любой, но она должна быть. Вы можете мечтать о путешествиях, можно учить английский ради общения с деловыми партнерами, можно просто делать это ради себя, но в любом случае должна быть цель. Поэтому чтение и диалоги должны быть интересны вам, а не составителю учебной литературы. Вы должны изучать не произвольные фразы, а те, которые существуют и используются в жизни. Ведь в реальности вы не рассуждаете в стиле «Вот двор. Посреди двора растет дерево. Оно высокое. Под деревом сидит кошка. Ее зовут Мяу». Это полная бессмыслица, и почему-то ее до сих пор преподают в образовательных учреждениях. Понятное дело, что человек, который долгое время обучался именно этому, в итоге не сможет рассказать иностранцу, как именно пройти в такой-то ресторан на такой-то улице. Его научили расписывать двор, а реагировать на бытовые ситуации – нет. Если ваша цель – научиться вести деловую переписку, то вам не нужны дворы. То же самое относится к разговорному общению. Так что старайтесь использовать обучение как средство, не ставьте его ошибочной целью. И если что-то не получается, то это лишь дополнительный повод двигаться дальше!